Michael Stewart (winch) wrote,
Michael Stewart
winch

Categories:

Листая архивы..Отчет об экспедиции БМО-3. "День, когда был перевернут календарь". Часть 1

То, что БМО-3 пойдет не по плану, мы поняли, когда по пути на последнюю электричку из Коломны до Москвы внезапно поняли, что забыли дома гитару и один спальник. «Ничего, ничего» - приговаривали мы с Катериной, трясясь в пустой электричке по направлению к Казанскому вокзалу. То, что ехали простуженные напрочь и с температурой как-то не принималось во внимание: все же самое экстремальное БМО-3 не могло не состояться.
Помните, как у Ерофеева было в «Петушках» - все пути ведут к Курскому вокзалу? Встреча концессионеров по такому же принципу состоялась незадолго до полуночи в пятницу на площади Белорусского вокзала. Пассажиры фирменно-плацкартного вагона явно нервничали, когда гремящая соплями и пахнущая вкусным перегаром бригада БМО-3 взошла на борт и всё заверте..
Но немного истории, пока уставшие за рабочую неделю путешественники требуют чай в подстаканниках и открывают пиво. Идея связать Смоленск и Петербург прямой железной дорогой витала в головах транспортников еще при царе-батюшке. Революция помешала. Потом уже в годы войны была проброшена ветка-рокада для военных нужд.. Не вдаваясь в подробности, остановимся на факте, что после войны осталась ветка с пассажирским движением, ведущая от небольшой станции Земцы на рижском направлении железной дороги до поселка Жарковский (всё – в Тверской области).  В 1970-х годах в 100 км от Смоленска у поселка Озерный была построена ГРЭС. К ГРЭС протянули железнодорожную ветку от Смоленска, началось  грузовое и пассажирское движение. Конечным пунктом пассажирской линии была станция Сошно в пешей доступности от Озерного. При станции вырос небольшой поселок. Грузовая ветка шла чуть дальше – до ГРЭС. В 1980-х годах линию протянули через лес до Жарковского, связав белорусское и рижское направление. По линии ходили только товарняки, подвозившие на электростанцию уголь. Но в середине 90-х годов электростанция отказалась от угля и ветка стала неэксплуатируемой. А все неэксплуатируемое у нас как водится разбирается…
Мы решили пройти путем несостоявшегося проекта и посмотреть – как история в очередной раз перечеркнула неплохие, годные идеи того времени...

Знаете, какое эпохальное открытие мы сделали в поезде? В подстаканник чудесно влезает банка пива! А еще, путешествие назвали «БМО-3: день, когда был перевернут календарь». Ведь старт экспедиции был дан 02 сентября в 23-54. Мы не располагаем данными, где именно пребывал тогда Михаил Шуфутинский, но верим, что он вертелся. Ибо песня про 3 сентября исполнялась непрерывно.
В 6-30 утра концессионеров выгнали мокрыми тряпками на перрон Смоленска. Город хмуро туманился и обещал нам лютые приключения.
Надо было срочно брать. Взяли. Подумали и взяли еще. На расположенной у вокзала автостанции купили билеты до Озерного на рейсовый автобус. Пассажиры, толпившиеся на перроне гаденько посматривали на нашу кучу вещей, предвкушая недоброе. Увы, наши мечты забросить поклажу в обширный автобусный багажник и выспаться два с лишним часа на мягких креслах развеял гремящий ПАЗик  с табличкой нужного нам рейса. К счастью, водитель отомкнул заднюю дверь и мы кое-как загрузили поклажу, частично сев на оную. Публика роптала, но смирялась. Благо билеты у нас оказались на все задние места в чуде отечественного автопрома. До райцентра Духовщина удалось даже вздремнуть. Время от времени гулким ударом головы о кузов кто-то пробуждался, но снова впадал в недобрый сонъ.


В Духовщине была получасовая остановка. Тут-то пришло ощущение затерянности: абсолютно пустынный пейзаж, пустой автовокзал с будочкой туалета и тишина..
Половина пассажиров дальше не поехала и ПАЗик порысил быстрее. Два раза пересекали железнодорожную ветку, ведущую из Смоленска В Озерный, но ржавые рельсы не оставляли шанса надеяться на то, что магистраль жива. Удивительно, но пассажиры реально имеются, рельсовый автобус явно пользовался бы спросом…

В 11 утра мы выпали на не менее пустынном автовокзале городка Озерный. Знаете, какая самая нужная вещь в затерянном в недрах Смоленщины автовокзале? Правильно: карта московского метро! Фантастика. Город, опередивши время. Себастьян Семенов взял азимут, стакан, рюкзак, снова стакан и нетвердым но внушительным шагом повел группу братьев БМО-3 к станции Сошно. Озерный спал. А может, был в коме: людей почти не видели. А люди не видели нас. За 40 минут до Сошно мы осознали, что явно перегрузили рюкзаки – килограмм по 40-50 веса явно не придавали бодрости и скорости. Мы торжественно поклялись уничтожать припасы на всем пути следования. Особенно сало и спирт. Да-да, спирт тоже имелся, куда ж без него.
Станция Сошно удручала. По кирпичному зданию вокзала гулял ветер, соседнее здание тоже было разворовано и загажено. Лишь домик связистов был заперт, там явно кто-то периодически обитал, судя по видневшимся в окно кроватям.


Три пути у разрушенной низкой платформы проржавели, хоть и не заросли травой. Случившаяся рядом тетка-грибница сказала, что лет 15 не видела поездов. Хотя она могла вообще ничего не видеть.. На семафорах в сторону Смоленска впрочем, еще горят красные огни. Все семафоры дальше от станции раздербанены. Зато вдоль путей растет лесок с изобилием подосиновиков – набираем немного.  В здании вокзала находим старые обгоревшие накладные на уголь. Некоторые датированы 80-ми годами. Переписка, телеграммы.. Взять бы, да некуда уже пихать. Делаем снимки, оставляем послание в бутылке будущим туристам, выходим по путям в сторону ГРЭС.







Дорога петляет по лесу, идти сложно: деревянные шпалы то появляются, то исчезают во мху, пути заросли достаточно сильно. Через пару километров из лесу показывается электростанция, от нее примыкает путь, по которому явно еще недавно было движение. Еще через километр подходим к депо. Тут явно есть жизнь: территория огорожена (зайти можно только как мы – через лес), в домике у путей явно кто-то живет, у ворот стоит автомобиль. Пара думпкаров, два остова снегоочистителей – больше ничего не видать.






Двигаемся дальше, идти все сложнее: трава и кусты на путях все выше и непримиримее. Видимо, депо сохранилось для каких-то внутренних нужд электростанции. Мы видели гору угля за забором. Возможно еще старые запасы, которые как-то используются и возятся по путям. Судя по спутниковым картам, внутри территории ГРЭС пути существуют.
Однако мы материмся и двигаемся в лес по единственному пути. Километрах в двух рельсы исчезают. Какое-то непродолжительное время идем по шпалам, видим останки платформы, остатки электроизоляторов, потом растительность поглощает все. Идти, даже при помощи взаимных пенделей и матюгов все сложнее. Просека, отлично видимая на яндекс-картах, непроходима уже через километр: риск сломать что-то и упокоиться под своим рюкзаком заставляют взять курс на автомобильную грунтовку, идущую в сотне метров правее. Перелезаем через канавы и в изнеможении падаем у обочины. Волшебно едействие сала и спирта закончилось Реальность дотянулась до нас.
Продолжение следовает...




Subscribe

  • Москва: место встречи

    Признаться, я очень люблю книги про старую Москву – ту, которую не успел застать или застал совсем чуть-чуть, краешком. Поэтому мимо яркого…

  • Крахмальные блинчики с ягодами

    На Подмосковье пала тридцатиградусная жара. Морозилка пополняется мороженым снова и снова, а дети отказываются от супа. Что же, сделаем легкий и…

  • Пятничные блины с селедкою

    Был у Паустовского рассказ: там в царские еще времена плыли на кораблике по службе чиновники, и потехи ради условились не говорить вслух слова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments